Авторы
- Омельянчук Светлана Владимировна кандидат исторических наук
Аннотация
В статье рассматривается эволюция представлений о женской чести в Древней Руси, формах бесчестия и способах защиты женской чести. Историографический анализ проблемы показывает, что в настоящее время она не получила окончательного разрешения ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Понятие чести имело гендерную окраску и по отношению к женщине включало в себя представление о ее целомудренности и непорочности. В языческий период сохранению девушкой целомудрия не придавали какого-либо значения. Добрачный сексуальный опыт не вызывал общественного осуждения и не становился препятствием для вступления девушки в брак. Повредить ее репутации могло пренебрежение, выраженное женихом, отказавшимся от девушки после брачного сговора. На восприятие девичьей чести большое влияние оказало христианство, с принятием которого начинается процесс формирования новых норм морали, основанных на возвеличивании целомудрия. Представления о чести замужней женщины изменений не претерпели: от нее требовалось соблюдение
безусловной верности своему супругу. Самыми распространенными видами бесчестия женщины на Руси были обвинение в распутном поведении, срывание головного убора, нанесение побоев посторонним мужчиной, склонение девушек к близости, изнасилование. В языческий период защита чести женщины осуществлялась ее семьей, с принятием христианства эта обязанность возлагалась на церковь и государство. В зависимости от тяжести ущерба нанесенного чести женщины виновники наказывались штрафами, битьем кнутом, ссылкой, помещением в монастырь. Степень ответственности за бесчестье женщины зависела и от социального статуса пострадавшей.
Как ссылаться
Омельянчук, С. В. (2022). О ЧЕСТИ И БЕСЧЕСТИИ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Вестник МГПУ «Исторические науки», 2022, №2 (46), 7. https://doi.org/10.25688/20-76-9105.2022.46.2.01
Список литературы
1.
1. Коллманн Н. Соединенные честью. Государство и общество в России раннего нового времени / пер. с англ. А. Б. Каменский. М.: Древлехранилище, 2001. 459 с.
2.
2. Левина Е. Секс и общество в мире православных славян 900–1700 / пер. с англ. В. В. Львова // «А се грехи злые, смертные…»: Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (X – первая половина XIX в.): сб. статей / под ред. Н. Л. Пушкаревой. М.: Ладомир, 1999. С. 239–491.
3.
3. Момотов В. В. Формирование семьи и брака в русском средневековом праве IX–XIV вв. Ростов-на-Дону: Зерцало, 1999. 280 с.
4.
4. Нижник Н. С. Правовое регулирование семейно-брачных отношений в русской истории. СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. 272 с.
5.
5. Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. М.: Мысль, 1989. 286 с.
6.
6. Пушкарева Н. Позорящие наказания для женщин: истоки и последствия гендерной асимметрии в русском традиционном и писаном праве // Бытовое насилие в истории российской повседневности (X–XXI вв.): коллективная монография / общ. ред. и сост. М. Г. Муравьевой, Н. Л. Пушкаревой. СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2012. С. 11–51.
7.
7. Черная Л. А. «Честь»: представления о чести и бесчестии в русской литературе XI–XVII вв. // Древнерусская литература: Изображение общества / отв. ред. А. С. Демин. М.: Наука, 1991. С. 56–84.