Авторы
- Скрипкин Иван Николаевич кандидат педагогических наук
Аннотация
Почему так живуч норманизм? Это вопрос не столько академический, относящийся исключительно к сфере исторической науки, ее методологическим основам, сколько учебно-воспитательный, и связан он с тем, что в учебниках истории из поколения в поколение рассказывают ребятам о том, как норманны основали Русское государство. Является ли это проблемой? Да. Ибо у подрастающего поколения не формируется чувство национальной самодостаточности. Наоборот, прославление норманизма в учебниках истории ведет к формированию преклонения перед всем иностранным, прежде всего западным. Это приводит к тому, что многие россияне считают необходимым слепо копировать все те процессы, которые происходят в Европе. Формируется и обратная реакция: у европейцев возникает желание поучать русских, менторским тоном объяснять что такое хорошо, а что такое плохо. Пока не удастся сломить сложившуюся тенденцию отражения в учебниках истории вопроса образования Руси, говорить о полноценном процессе воспитания патриотизма
среди подрастающего поколения невозможно. Необходимо при этом не голословно рассуждать о вышеуказанной проблеме, а на примере конкретных фактов показывать, как в учебниках истории закладываются представления о неспособности восточных славян создать собственное государство. Это является основной целью настоящего небольшого исследования. Как только мы начнем пролистывать учебники истории разных лет, мы увидим, как подспудно, не напрямую, но прослеживается мысль о том, что без помощи варягов-норманнов восточные славяне и финно-угорские народы, ставшие неотъемлемой составляющей русского этноса, не могли создать своего государства. Это утверждение, с нашей точки зрения, необходимо менять. Во всяком случае,
обозначать разные подходы в исторической науке о процессе политогенеза на просторах Русской равнины, а не заканчивать рассуждения только пересказом норманнской теории.
Как ссылаться
Скрипкин, И. Н. (2023). РУСЬ, ВАРЯГИ, УЧЕБНИКИ ИСТОРИИ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ Вестник МГПУ «Исторические науки», 2023, №4 (52), 120. https://doi.org/10.25688/20-76-9105.2023.52.4.10
Список литературы
1.
1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История Отечества с древнейших времен до наших дней: учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования. 6-е изд., доп. М.: Академия, 2004. 360 с.
2.
2. Борисов Н. С., Левандовский А. А., Щетинов Ю. А. Ключ к истории Отечества: пособие для абитуриентов. 2-е изд., доп. М.: Московский университет, 1995. 192 с.
3.
3. Данилов А. А. История России. С древнейших времен до конца XVI в. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009. 290 с.
4.
4. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. С древнейших времен до конца XVI в. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. 5-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 2015. 288 с.
5.
5. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2006. 560 с.
6.
6. История России с древнейших времен до начала XX века: пособие для абитуриентов / А. Ю. Дворниченко и др.; под ред. проф. И. Я. Фроянова. 2-е изд., испр. СПб.: Макет, 1998. 300 с.
7.
7. История России. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 1. / под ред. А.В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
8.
8. История СССР. Краткий курс: учебник для 4-го класса / под ред. А. В. Шестакова. М.: Учпедгиз, 1955. 288 с.
9.
9. История СССР. Т. 1. С древнейших времен до конца XVIII в. / под ред. Б. Д. Грекова, С. В. Бахрушина, В. И. Лебедева. М.: Госполитиздат, 1947. 744 с.
10.
10. Кацва Л. А. Древняя Русь в современных школьных учебниках // Историческая экспертиза. 2016. № 1. С. 50–81.
11.
11. Преображенский А. А., Рыбаков Б. А. История Отечества с древнейших времен до конца XVIII в. 6–7 классы: учебник. 2-е изд. М.: Просвещение, 1997. 303 с.
12.
12. Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. Ч. 1: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. 18-е изд. М.: Просвещение, 2012. 336 с.
13.
13. Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / под ред. А. Н. Сахарова. 6-е. изд. М.: Просвещение, 2000. 304 с.
14.
14. Скрипкин И. Н., Шкурат П. А. «Варяжский вопрос» как предмет спора ученых-историков: подходы, дискуссии, результаты // Международный журнал экспериментального образования. 2019. № 4. С. 13–18.
15.
15. Скрынников Р. Г. Русь IX–XVII века. М.: Питер, 1999. 352 с.
16.
16. Хуторской В. Я. История России (IX–XX века): пособие для подготовки к ЕГЭ: причины и следствия: анализ событий с учетом новейших научных данных: со справочником «Кто, что, где, когда, как, почему» (краткие сведения о важнейших явлениях российской истории). 2-е изд., перераб. и доп. М.: URSS, 2020. 504 с.
17.
17. Шевырев А. П. Тенденции развития учебной литературы по истории в России // Преподавание истории в школе. 2000. № 7. С. 59–74.