Главная Выпуски 2021, №3 (43)

ГАСТРОЛИ МАСТЕРОВ НЕМЕЦКОЙ ДРАМАТИЧЕСКОЙ СЦЕНЫ В МОСКВЕ 1880–1890-х ГОДОВ

История России: с древнейших времен до 1917 года , УДК: 94(47)«17/1917» DOI: 10.25688/20-76-9105.2021.43.3.1

Авторы

  • Огородникова Ольга Александровна Кандидат исторических наук, доцент

Аннотация

Статья посвящена одному из ярких явлений в истории русско-немецких культурных связей в области драматического театра — многолетним гастролям крупнейших сценических деятелей Германии Эрнста фон Поссарта и Людвига Барная в Москве, организованным в 1880-1890-х годах антрепренером и директором Немецкого театра Г. Парадизом. Проанализированы особенности восприятия выступлений немецких артистов, познакомивших москвичей с собственной трактовкой образов классического, характерного и комического репертуара в произведениях мировой классики и пьесах современных европейских авторов. Выявлено значение гастролей для широкой зрительской аудитории, творческой интеллигенции и критиков, получивших возможность сравнивать художественный стиль и актерское мастерство разных по амплуа и сценическому предназначению представителей немецкой театральной школы. На примере известных режиссеров и артистов, являвшихся в пору своей молодости «временными учениками» немецких мастеров, рассмотрен педагогический аспект их деятельности. Показана роль блистательных гастролеров в актерско-художественном становлении представителей отечественного театра. В итоговых выводах статьи подчеркнуто значение гастрольной деятельности Э. Поссарта и Л. Барная, их вклад в развитие диалога культур России и Германии в конце XIX века.

Как ссылаться

Огородникова, О. А. (2021). ГАСТРОЛИ МАСТЕРОВ НЕМЕЦКОЙ ДРАМАТИЧЕСКОЙ СЦЕНЫ В МОСКВЕ 1880–1890-х ГОДОВ Вестник МГПУ «Исторические науки», 2021, №3 (43), 6-20. https://doi.org/10.25688/20-76-9105.2021.43.3.1
Список литературы
1. 1. Амфитеатров А. В. Контуры. СПб.: Общественная польза, 1906. 314 с.
2. 2. Барнай Л. Отрывки воспоминаний // Библиотека театра и искусства. 1905. Кн. 2. С. 35–44.
3. 3. Бескин Э. Людвиг Барнай // Новый зритель. 1924. № 7. С. 1–2.
4. 4. В память Священного Коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны 14 мая 1896 г. СПб.: Тип. С. Добродеева, 1896. 279 с.
5. 5. Васильев С. Театральная хроника: Сезон 1895–1896 гг. М.: С. Рассохин, 1896. 212 с.
6. 6. Веселовский А. Поссарт в Москве // Артист. 1891. № 14. С. 124–128.
7. 7. Гидони А. Иосиф Кайнц // Ежегодник императорских театров. 1911. Вып. 1. С. 86–95.
8. 8. Злободневник. Злобы дня // Развлечение. 1896. № 47. С. 4.
9. 9. История зарубежного театра. Ч. 2. Театр Западной Европы XIX – начала XX в. (1789–1917) / под ред. Г. Н. Бояджиева, А. Г. Образцовой, А. А. Якубовского. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1984. 272 с.
10. 10. Комиссаржевский Ф. Образованный актер // Студия. 1911. № 37. С. 3–6.
11. 11. Кугель А. Р. Профили театра. М.: Теакинопечать, 1929. 276 с.
12. 12. Л. Барнай в роли «Отелло» // Театр и жизнь. 1885. № 37.
13. 13. Лютер А. Угасающее солнце (Прощальные гастроли Э. Поссарта) // Студия. 1912. № 38–39. С. 14.
14. 14. Макарова Г. В. Театральное искусство Германии на рубеже XIX–XX вв.: национальный стиль и формирование режиссуры. М.: Наука, 1992. 334 с.
15. 15. Огородникова О. А. Георг Парадиз — проводник немецкой театральной культуры // Российское государство, общество и этнические немцы: основные этапы и характер взаимоотношений (XVIII–XXI вв.): материалы XI Международной научной конференции, Москва, 1–3 ноября 2006 г. / [науч. ред. А. А. Герман]. М.: МСНК-пресс, 2007. С. 50–58.
16. 16. Огородникова О. А. Немецкий трагик Людвиг Барнай в России (последняя треть XIX века) // Диалог культур. Культура диалога: от конфликта к взаимопониманию: материалы Второй Международной конференции, Москва, 21–25 апреля 2020 г. / под общ. ред. Л. Г. Викуловой; Департамент образования и науки г. Москвы, Моск. гор. пед. ун-т. М.: Яз. Народов Мира, 2020. С. 59–65.
17. 17. Поссарт в мелодраме // Новое время. 13.03.1913.
18. 18. Слонимская Ю. Впечатления сезона. Гастроли Эрнста Поссарта // Ежегодник императорских театров. 1913. Вып. 3. С. 63–75.
19. 19. Смирнова Н. А. Воспоминания. М.: Всерос. театр. о-во, 1947. 440 с.
20. 20. Станиславский К. С. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 1. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1988. 622 с.
21. 21. Театральная критика Власа Дорошевича / сост., вступит. ст. и коммент. С. В. Букчина. Минск: Xарвест, 2004. 863 с.
22. 22. Xроника // Новости сезона. 26.11.1896.
23. 23. Xроника // Петербургский листок. 12.12.1896.
24. 24. Xроника // Театр и жизнь. 1885. № 27.
25. 25. Xроника. Петербург // Театрал. 1896. № 98–99. С. 104.
26. 26. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 16. 1881–1902. М.: Наука, 1979. 624 с.
27. 27. Юрьев С. А. Л. Барнай // Театр и жизнь. 1885. № 29.
28. 28. Юрьев С. А. Л. Барнай // Театр и жизнь. 1885. № 46–48.
29. 29. Юрьев С. А. Л. Барнай // Театр и жизнь. 1885. № 55–58.
30. 30. Юрьев Ю. М. Записки: в 2 т. Т. 1. Л.; М.: Искусство, 1963. 659 с.
31. 31. Barnay L. Erinnerungen. Berlin: E. Fleischel, 1903. 378 S.
32. 32. Berlin — Theater der Jahrhundertwende: Biihnengeschichte der Reichshauptstadt im Spiegel der Kritik (1889–1914) / Norbert Jaron, Renate Mohrmann, Hedwig Miiller. Tubingen: Niemeyer, 1986. 814 S.
33. 33. Martersteig M. Das deutsche Theater im XIX. Jahrhundert. Leipzig: Breitkopf und Hartel, 1904. 735 S.
34. 34. Ihering H. Theaterstadt Berlin. Berlin: Henschel, 1948. 375 S.
35. 35. Possart E. Erstrebtes und Erlebtes: Erinnerungen aus meiner Buhnentatigkeit. Berlin: Mittler, 1916. 326 S.
Скачать файл .pdf 303.91 кб