Главная Выпуски 2021, №4 (44)

ОСОБЕННОСТИ ПРЕЗЕНТАЦИИ ВЛАСТИ СКИФСКИХ ЦАРЕЙ: ЦАРСКАЯ АТРИБУТИКА В СВИДЕТЕЛЬСТВАХ ГЕРОДОТА

История России: с древнейших времен до 1917 года , УДК: 94(3) DOI: 10.25688/20-76-9105.2021.44.4.01

Авторы

  • Соловьева Александра Сергеевна
  • Поникаровская Марина Владимировна кандидат исторических наук

Аннотация

Работа посвящена исследованию свидетельств о том, как визуализировалась власть скифских правителей, какие атрибуты использовались скифскими царями для презентации и укрепления своей власти. В работе анализируются свидетельства Геродота о скифах, а также археологические источники, которые соотносятся со сведениями античного историка. На основе изученного материала авторы работы выделяют военную атрибутику, которая ассоциировалась с мифами о происхождении скифов, а также религиозную символику, которая демонстрирует связь религиозной и политической сфер. В статье также рассматривается вопрос о взаимодействии греческой и скифской культур, которое нашло отражение в литературной традиции и археологических материалах, в том числе и в отношении такой консервативной области жизни древних обществ, как мифология и религия.

Как ссылаться

Соловьева, А. С. & Поникаровская, М. В. (2021). ОСОБЕННОСТИ ПРЕЗЕНТАЦИИ ВЛАСТИ СКИФСКИХ ЦАРЕЙ: ЦАРСКАЯ АТРИБУТИКА В СВИДЕТЕЛЬСТВАХ ГЕРОДОТА Вестник МГПУ «Исторические науки», 2021, №4 (44), 5. https://doi.org/10.25688/20-76-9105.2021.44.4.01
Список литературы
1. 1. Абаев В. И. Культ «семи богов» у скифов // Древний мир: сб. статей академику В. В. Струве. М.: Восточная литература, 1962. С. 445–450.
2. 2. Анохин В. А. Монеты скифского царя Атея // Нумизматика и сфрагистика. 1965. № 2. С. 3–15.
3. 3. Артамонов М. И. Антропоморфные божества в религии скифов // АСГЭ. 1961. Вып. 2. С. 57–87.
4. 4. Власова Е. В. Античные источники о скифских сосудах // Scripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. 2012. Т. 2. С. 49–65.
5. 5. Граков Б. Н. Скифы: научно-популярный очерк. М.: Изд-во Московского университета, 1971. 202 с.
6. 6. Граков Б. Н., Мелюкова А. И. Об этнических и культурных различиях в степных и лесостепных областях Европейской части СССР в скифское время // Вопросы скифо-сарматской археологии. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954. С. 39–93.
7. 7. Гуляев В. И. Скифы Северного Причерноморья в VII–IV вв. до н. э. (старые проблемы – новые решения). М.: ИА РАН, 2019. 656 с.
8. 8. Дашковский П. К. Сакрализация правителей кочевых обществ Южной Сибири и Центральной Азии в древности и средневековье // Известия Алтайского государственного университета. 2002. № 4 (56). С. 46–52.
9. 9. Елагина Н. Г. Скифские антропоморфные стелы Николаевского музея // Советская археология. 1959. № 2. С. 190–198.
10. 10. Зеймаль Е. В. Парфянский лучник и его происхождение // Сообщения Государственного Эрмитажа. 1982. Вып. XLVII. C. 46–49.
11. 11. Иванчик А. И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII–-VII вв. до н. э. в античной литературной традиции: фольклор, литература и история. Берлин; М.: Палеограф, 2005. 311 с.
12. 12. Кошеленко Г. А. Некоторые вопросы истории ранней Парфии // Вестник древней истории. 1968. № 1. С. 53–71.
13. 13. Кузнецова Т. М. Скифские курганы и исторические персонажи V–VI вв. до н. э. // Российская археология. 2015. № 2. С. 72–85.
14. 14. Манов М. Скифские цари в Добрудже // Scripta Antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. 2015. Т. 4. С. 424–436.
15. 15. Мелюкова А. И. Каменная фигура скифа-воина // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. XLVIII. M.: Изд-во Академии наук СССР, 1952. С. 125–129.
16. 16. Молев Е. А., Молева Н. В. Скифские антропоморфные изваяния Северного Причерноморья: эмблемы власти и войны // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 4 (3). С. 15–21.
17. 17. Очир-Горяева М. А. Два способа умерщвления людей и животных у скифов по Геродоту // Древности Сибири и Центральной Азии. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2017. С. 68–77.
18. 18. Подосинов А. В. Мог ли Геродот встретиться в Ольвии с Тимном, наместником скифского царя Ариапифа // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2014. № 18. С. 789–793.
19. 19. Попова Е. А. Об истоках традиций и эволюции форм скифской скульптуры // Советская археология. 1976. № 1. С. 115–121.
20. 20. Раевский Д. С. К вопросу об обосновании царской власти в Парфии («Парфянский лучник» и его семантика) // Средняя Азия в древности и средневековье (история и культура). М.: Наука, 1977. C. 81–86.
21. 21. Раевский Д. С. Скифский мифологический сюжет в искусстве и идеологии царства Атея // Советская археология. 1970. № 3. С. 90–101.
22. 22. Савостина Е. А. Скифы, греки и языки их искусства. Об изобразительных системах культур, встретившихся в Северном Причерноморье // Боспорский феномен: Население, языки, контакты: материалы международной научной конференции. (Санкт-Петербург, 22–25 ноября 2011 г.). СПб.: Нестор-История, 2011. С. 547–552.
23. 23. Скржинская М. В. Скифия глазами эллинов. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
24. 24. Скржинская М. В. Взаимоотношения скифов царского рода с греками в Элладе и в Северном Причерноморье // Мнемон. 2017. № 17 (1). С. 163–186.
25. 25. Шауб И. Ю. Из истории исследования скифской религии // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Вып. 4. № 1. С. 118–123.
26. 26. Тайлор Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск: Русич, 2000. 624 с.
27. 27. Bichler R. Herodots Welt. Berlin: De Gruyter, 2000. 425 p.
28. 28. Fehling D. Die Quellenangaben bei Herodot. Berlin; New York: De Gruyter, 1971. 198 p.
29. 29. Gardner P. The Parthian coinage. London: Trübner & co, 1877. 76 p.
30. 30. Gutschmid A. Von. Geschichte Irans und seiner Nachbarländer von Alexander dem Grossen bis zum Untergang der Arsaciden. Tübingen: Tübingen, H. Laupp, 1888. 189 p.
31. 31. Nуberg H. S. Die Religionen des alten Iran. Leipzig: J. C. Hinrich, 1938. 506 p.
Скачать файл .pdf 378.68 кб