Главная Выпуски № 2 (54)

К ВОПРОСУ О РАССМОТРЕНИИ ЭПИСТОЛЯРНОГО НАСЛЕДИЯ ЛИБАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Всеобщая история , УДК: 94 DOI: 10.25688/20-76-9105.2024.54.2.10

Авторы

  • Радченко Маргарита Леонидовна кандидат исторических наук

Аннотация

В статье предпринята попытка осветить отечественную историографию, предметом которой выступает риторическая школа Либания в Антиохии, а также сам ритор. Корпус текстов Либания рассматривали многие зарубежные исследователи; есть отдельные монографии. В свою очередь, у отечественных специалистов интерес к Либанию представлен в большинстве случаев лишь эпизодично. Он сам, его риторическая школа, речи и письма рассматриваются в контексте отдельно взятых тем. Но и эти отсылки к ритору являются существенным дополнением для воссоздания образа учителя, каким являл себя Либаний. Речи, декламации, самое главное — письма — все это помогает раскрыть вопросы развития педагогического образования в период поздней Античности на Римском Востоке. Таким образом, целью данной статьи стало изучение работ отечественных исследователей на предмет наличия в них отсылок к Либанию, его риторической школе, речам и письмам.

Как ссылаться

Радченко, М. Л. (2024). К ВОПРОСУ О РАССМОТРЕНИИ ЭПИСТОЛЯРНОГО НАСЛЕДИЯ ЛИБАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ Вестник МГПУ «Исторические науки», № 2 (54), 151. https://doi.org/10.25688/20-76-9105.2024.54.2.10
Список литературы
1. 1. Алиева О. В. Послания к юношам об образовании в Каппадокии IV в. // Аристей: Вестник классической филологии и античной истории. 2017. Т. XV. С. 77–89.
2. 2. Безрогов В. Г. Античное ученичество в понимании Цицерона и его христианские интерпретаторы // Hypothekai. Журнал по истории античной педагогической культуры. 2017. № 1. С. 162–190.
3. 3. Безрогов В. Г. Добрые учителя и осторожные ученики: педагогическая мысль республиканского и позднего императорского Рима. О феноменах учительства и ученичества // Историко-педагогический журнал. 2019. № 4. С. 61–82.
4. 4. Безрогов В. Г., Пичугина В. К. Французский опыт создания антологий по истории педагогики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 4 (53). С. 90–100. DOI: 10.24411/2224-0772-2018-10020
5. 5. Болгов Н. Н., Болгова А. М. Либаний и его наследие в историографии последних лет // Личность, общество, власть: прошлое и современность: материалы Двенадцатой региональной научной конференции (г. Воронеж, 2 февраля 2018 г.) / под общ. ред. В. Н. Глазьева. Воронеж: ВГУ, 2018. С. 275–280.
6. 6. Болгов Н. Н., Болгова А. М., Денисова И. В., Бузанаков Ю. В. Образованность, школы, книжная культура в Восточном Средиземноморье в IV–VII вв. (Антиохия, Берит, Кесария, Газа) // Via in tempore. История. Политология, 2020. № 47(4). С. 714–726. DOI: 10.18413/2687-0967-2020-47-4-714-726
7. 7. Болгова А. М. Интеллектуальные центры Поздней Античности и «академическая мобильность» студентов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2015. № 13 (210). С. 52–55.
8. 8. Болгова А. М. К вопросу о зданиях для высших школ в ранней Византии // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2016. № 8 (229). С. 44–51.
9. 9. Болгова А. М. Общественные конкурсы и риторические выступления (epideixis akroasis) в Ранней Византии // Via in tempore. История. Политология. 2022. Т. 49. № 4. С. 784–794. DOI: 10.52575/2687-0967-2022-49-4-784-794
10. 10. Болгова А. М. Позднеантичные прогимнасмы (предварительные риторические упражнения) и Либаний // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2015. № 7 (204). С. 65–69.
11. 11. Болгова А. М. Посвящение в студенты и другие неформальные ритуалы в высших школах позднеантичных Афин // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2018. Т. 45. № 3. С. 427–436. DOI: 10.18413/2075-4458-2018-45-3-427-436
12. 12. Ванькова А. Б. Монахи как возмутители спокойствия: социально-религиозная практика IV–V вв. // Научный результат. Социология и управление. 2016. Т. 2. № 3. С. 20–29. DOI: 10.18413/2408-9338-2016-2-3-20-29
13. 13. Виноградов Н. А. Языческий софист и христианские епископы: переписка Либания с Амфилохием, епископом Иконии и Оптимом, епископом Антиохии Писидийской (перевод и комментарии) // Hypothekai. Журнал по истории античной педагогической культуры. 2023. № 7. С. 59–74. DOI: 10.32880/2587-7127-2023-7-7-59-74
14. 14. Горайко А. В. О значении проповеди Церкви в жизни ранневизантийского полиса на примере деятельности Иоанна Златоуста // Древности. Харьковский историко-археологический ежегодник. 2008. Т. 7. С. 95–107.
15. 15. Денисова И. В. В какой афинской школе обучались Св. Григорий Богослов и Св. Василий Великий? // Via in tempore. История. Политология. 2021. Т. 48. № 3. С. 597–613. DOI: 10.52575/2687-0967-2021-48-3-597–613
16. 16. Денисова И. В. Вокруг софиста Юлиана: риторические школы Афин IV в. // Via in tempore. История. Политология. 2022. Т. 49. № 4. С. 767–783. DOI: 10.52575/2687-0967-2022-49-4-767-783
17. 17. Дмитриев В. А. К вопросу о месте “ночного сражения” под Сингарой // Вестник военного университета. 2010. № 3 (23). С. 87–90.
18. 18. Дмитриев В. А. “Ночное сражение” под Сингарой: к вопросу о хронологии военно-политических событий середины IV в. н. э. в Верхней Месопотамии // Проблемы истории, филологии, культуры. 2012. № 3 (37). С. 77–87.
19. 19. Межерицкая С. И. Два оратора и два императора // Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира. 2019. № 19-1. С. 145–164.
20. 20. Межерицкая С. И. Риторические образцы «Антиохийской речи» Либания Либания // XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Л. А. Вербицкой (1936–2019): избранные доклады. Серия “St. Petersburg University Studies in Social Science & Humanities”. СПб.: СПбГУ, 2022. С. 407–418. DOI: 10.21638/11701/9785288062353.25
21. 21. Миролюбов И. А. “Брат господина нашего Константина Августа”: о карьере Юлия Констанция // Аристей: Вестник классической филологии и античной истории. 2017. Т. 16. С. 45–54.
22. 22. Миролюбов И. А. Либаний о личной жизни Константина Великого // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2018. № 22–2. С. 869–877. DOI: 10.30842/ielcp230690152262
23. 23. Миролюбов И. А. Об образовании сыновей Константина Великого // Hypothekai. Журнал по истории античной педагогической культуры. 2019. № 3. С. 146–160. DOI: 10.32880/2587-7127-2018-3-3-146-160
24. 24. Пак Е. А. Гибель Юлиана Отступника в отражении языческой и христианской традиции // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2010. № 3. С. 79–84.
25. 25. Пак Е. А. Религиозная политика Юлиана Отступника // Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира. 2010. № 9. С. 363–386.
26. 26. Пак Е. А. Трагедия Юлиана Отступника: становление личности и формирование взглядов римского аристократа в условиях духовного и политического кризиса в середине IV в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2009. № 4. С. 125–132.
27. 27. Пак Е. А. Традиция о мучениках времен императора Юлиана Отступника // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2012. № 2. С. 122–129.
28. 28. Поплавская Л. Б. Античные литературные традиции в греческих эпиграммах раннехристианского периода // Новый Гермес. Вестник античной истории, археологии и классической филологии, 2020. № 12-1. С. 115–129.
29. 29. Смирнов С. В. Визуальный нарратив и ktisissagen: новые мозайки об основании двух селевкидских городов // История: электронный научно-образовательный журнал. 2023. Т. 14. № 2 (124). DOI: 10.18254/S207987840024676-2
30. 30. Смирнов С. В. Легенда об основании Антиохии-на-Оронте // Scripta Antiqua. Вопросы древней истории, филологи, искусства и материальной культуры. 2017. Т. 6. С. 126–132.
31. 31. Усачева А. В. К вопросу о сознательном разделении и композиционном единстве IV и V речей Свт. Григория Богослова против Юлиана // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2011. № 3 (35). С. 22–29.
32. 32. Усачева А. В. О датировке инвектив свт. Григория Назианзина против Юлиана Отступника (Orationes IV–V: contra Julianum Imperatorem) // Ежегодная богословская конференция православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2010. № 20-1. С. 226–232.
33. 33. Фокин Д. А. К истоку экфрасиса: Progymnasmata Либания // Лучшая студенческая статья 2017: сборник статей XI Международного научно-практического конкурса: в 3 ч. Пенза: Наука и просвещение, 2017. Ч. 3. С. 169–172.
34. 34. Хлынова И. Л. Письмо Либания к Иоанну Златоусту из рукописи Исидора Пелусиота // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2010. № 14-2. С. 402–413.
35. 35. Шабага И. Ю. Особенности перевода с древних языков (от подстрочника к переводу) // Вестник Московского университета. Серия 22: Теория перевода. 2009. № 2. С. 21–37.
Скачать файл .pdf 356.45 кб