Главная Выпуски № 3 (59)

СИМОН ПИТЕРСЕН: ПЕТРОВСКОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ КОНЦА XVII в. СКВОЗЬ ПРИЗМУ БИОГРАФИИ ОДНОГО МАСТЕРА

История России: с древнейших времен до 1917 года , УДК: 94(47) DOI: 10.24412/2076-9105-2025-359-26-39

Авторы

  • Коротун Сергей Николаевич кандидат исторических наук

Аннотация

Симон Питерсен — корабельный мастер, прибывший в 1696 г. в Россию из Дании и в 1696–1701 гг. занимавшийся строительством кораблей на воронежских верфях. Фигура датского мастера и раньше привлекала внимание исследователей истории петровского кораблестроения, однако отдельной работы, посвященной данному мастеру, не было создано. Не учтена в современной отечественной историографии важная работа датского исследователя К. Расмуссена, посвященная роли его соотечественников в создании и функционировании азовского флота. Анализ документов и исторических исследований показывает, что, несмотря на небольшой опыт кораблестроения, С. Питерсен играл важную роль в строительстве кораблей объединениями землевладельцев — кумпанствами. Деятельность датского мастера очень показательна, ее анализ позволяет увидеть типичные проблемы, с которыми сталкивались кораблестроители на данном историческом этапе, раскрыть основные причины того, почему большинство кораблей, построенных в этот период, оказались малопригодны для эксплуатации в военно-морском флоте. Как и большинство мастеров первого призыва, большого кораблестроительного опыта С. Питерсен не имел, однако вскоре выяснилось, что большинство мастеров не имеют и тех навыков, которые были у датчанина. Это привело к тому, что вскоре ему пришлось руководить строительством одновременно восьми кораблей. С. Питерсен был вынужден решать сложные проблемы: строить в очень сжатые сроки множество кораблей, улаживать конфликты с мастерами, попавшими ему в подчинение, адаптировать проекты кораблей к мелководью рек Воронеж, Дон и Азовского моря и т. д.

Как ссылаться

Коротун, С. Н. (2025). СИМОН ПИТЕРСЕН: ПЕТРОВСКОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ КОНЦА XVII в. СКВОЗЬ ПРИЗМУ БИОГРАФИИ ОДНОГО МАСТЕРА Вестник МГПУ «Исторические науки», № 3 (59), 26. https://doi.org/10.24412/2076-9105-2025-359-26-39
Список литературы
1. 1. Богословский М. М. Петр I. Материалы для биографии. Т. 3. М.: Госполитиздат, 1946. 502 с.
2. 2. Кoмолов Н. А. Кораблестроение на рамонской земле в Петровскую эпоху // VII Ольденбургские чтения. Материалы краеведческих чтений. Воронеж: Пресс-Бургер, 2023. С. 3–19.
3. 3. Крайнюков В. Г. К вопросу: Истоки русской кораблестроительной школы. «Божье Предвидение» — 58-пушечный корабль Азовского флота (1700 г.) // Морская история. 1999. Вып. 1. С. 44–62.
4. 4. Кристенсен С. О. История России XVII века. Обзор исследований и источников / пер. с дат. В. Е. Возгрина. М.: Прогресс, 1989. 256 с.
5. 5. Перегудов А. В. Государев разрядный шатер — орган управления воронежским кораблестроением (1697–1700). Воронеж: Истоки, 2010, 140 с.
6. 6. Петрухинцев Н. Н. Два флота Петра I: технологические возможности России // Вопросы истории. 2003. № 4. С. 117–129.
7. 7. Пуханов С. А. Значение визита Петра I в Англию для развития российского кораблестроения // Мир оружия: история, герои, коллекции: сборник материалов Х Международной научно-практической конференции (26–28 октября 2022 г.). Воронеж: Тульский гос. музей оружия, 2023. С. 396–404
8. 8. Расторгуев В. И. Воронеж — родина первого Адмиралтейства России. Воронеж: ВГУ, 2007. 533 с.
9. 9. Расторгуев В. И. Воронеж — родина русского военно-морского флота. Воронеж: ВГУ, 2002. 479 с.
10. 10. Rasmussen K. Danskei den azovske flåde 1696–98 // Historisk Tidsskrift. 1965. Bind 12. Række 1. Hft 4. S. 462–481.
11. 11. Topsøe-Jensen T. A. og Emil Marquard: Officerer i den dansk-norske Søetat 1660–1814 og den danske Søetat 1814–1932. Første bind. København: H. Hagerup, 1935. 744 s.
Скачать файл .pdf 390.92 кб