Главная Выпуски № 2 (58)

ГЕТЕВСКИЙ «ФАУСТ» В СВЕТЕ РАМПЫ РУССКОЙ ДРАМАТИЧЕСКОЙ СЦЕНЫ (XIX – НАЧАЛО XX в.)

История России: с древнейших времен до 1917 года , УДК: 930.85 DOI: 10.24412/2076-9105-2025-258-49-71

Авторы

  • Огородникова Ольга Александровна Кандидат исторических наук, Доцент

Аннотация

Статья посвящена отечественной сценической истории величайшего произведения мировой драматургии, наиболее значительного и известного литературного и философского шедевра Иоганна Вольфганга фон Гете — трагедии «Фауст», утверждавшейся на театральных подмостках уже на исходе 1820-х гг., однако увидевшей свет рампы лишь во второй половине XIX в., завоевавшей прочные позиции в репертуаре в начале XX столетия. В соответствии с указанными событиями театральной биографии пьесы, с позиции историка, при привлечении неопубликованных официальных документов и материалов периодической печати представлен ее путь на русской драматической сцене — императорской и частной. Проанализированы как условия, благоприятствовавшие «укоренению» «Фауста» в театральной эстетике и практике, так и препятствия на этом пути, цензурного и творческого характера в том числе. Рассмотрены проекты художественных воплощений драматической поэмы, неудавшиеся и осуществленные в театральном пространстве российских столиц; прослежена их критическая рецепция. На основе представленной ретроспективы постановок, эволюционировавших от опереточной пародии Александринского театра и вольных трактовок Малого до интеллектуальных режиссерских опытов П. П. Гнедича и созданной «под знаком философии» сценической интерпретации Ф. Ф. Комиссаржевского, выявлены этапы освоения гетевской трагедии отечественным драматическим театром.

Как ссылаться

Огородникова, О. А. (2025). ГЕТЕВСКИЙ «ФАУСТ» В СВЕТЕ РАМПЫ РУССКОЙ ДРАМАТИЧЕСКОЙ СЦЕНЫ (XIX – НАЧАЛО XX в.) Вестник МГПУ «Исторические науки», № 2 (58), 49. https://doi.org/10.24412/2076-9105-2025-258-49-71
Список литературы
1. 1. Алпатова И. Вечное во временном // Комиссаржевский Ф. Ф. Я и театр: Мемуары, дневники, письма. М.: Искусство, 1999. С. 7–57.
2. 2. Волков Н. Гете в русском театре // Литературное наследство [И. В. Гете]. Т. 4–6. М.: Жур.-газ. объединение, 1932. С. 909–914.
3. 3. Гете и музыка: сб. статей к 250-летию со дня рождения поэта / С.-Петерб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. 212 с.
4. 4. Гоян Г. И. Гликерия Федотова: жизнь и творчество великой русской артистки. М.; Л.: Искусство, 1940. 399 с.
5. 5. Дурылин С. Н. Мария Николаевна Ермолова. 1853–1928: очерк жизни и творчества. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953. 652 с.
6. 6. Жирмунский В. М. Гете в русской литературе. Л.: Гослитиздат, 1937. 674 с.
7. 7. Зограф Н. Г. Малый театр второй половины XIX века. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. 648 с.
8. 8. Зограф Н. Г. Малый театр в конце XIX – начале XX века. М.: Наука, 1966. 603 с.
9. 9. История русского драматического театра: в 7 т. Т. 5: 1862–1881. М.: Искусство, 1980. 552 с.
10. 10. История русского драматического театра: в 7 т. Т. 6: 1882–1897. М.: Искусство, 1982. 575 с.
11. 11. История русского драматического театра: в 7 т. Т. 7: 1898–1917. М.: Искусство, 1987. 585 с.
12. 12. Ковалевская Т. В. «Фауст» Ш. Гуно и художественные принципы Достоевского // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2021. № 2 (14). С. 89–115. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2021-2-89-115
13. 13. Майданова М. Н. Петр Петрович Гнедич // Сюжеты Александринской сцены. Т. 2: Актеры. Режиссеры. СПб.: Левша. Санкт-Петербург, 2018. С. 348–368.
14. 14. Мамчур Е. В. Александринский театр в начале XX века: лица и идеи // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2015. № 2. С. 41–60.
15. 15. Петровская И. Ф. Театр и зритель российских столиц: 1895–1917. Л.: Искусство: Ленингр. отд-ние, 1990. 269 с.
16. 16. Рейсер С. Запрещенные переводы из Гете // Литературное наследство [И. В. Гете]. Т. 4–6. М.: Жур.-газ. объединение, 1932. С. 915–917.
17. 17. Рейсер С., Федоров А. Гете в русской цензуре // Литературное наследство [И. В. Гете]. Т. 4–6. М.: Жур.-газ. объединение, 1932. С. 915–934.
18. 18. Сомина В. П. П. Гнедич. Книга жизни // Новая русская книга. 2001. № 1. URL: https://magazines.gorky.media/nrk/2001/1/p-p-gnedich-kniga-zhizni.html
19. 19. Тихонова О. В. Литература и музыка: «Фауст» Гете в музыкальной культуре XIX века // Литература в диалоге культур – 10. Материалы международной научной конференции. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2013. С. 223–230.
20. 20. У истоков режиссуры: Очерки из истории русской режиссуры конца XIX – начала XX в. Л.: ЛГИТМиК, 1976. 335 с.
21. 21. Янковский М. О. Оперетта: Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР. Л.; М.: Искусство, 1937. 456 с.
Скачать файл .pdf 378.39 кб