Авторы
- Омельянчук Светлана Владимировна кандидат исторических наук, доцент
Аннотация
В статье рассматривается влияние религиозных и светских литературных произведений на восприятие женщины в древнерусском обществе. Историографический анализ проблемы показывает, что до настоящего времени она не получила окончательного разрешения, оставаясь актуальной. После крещения Руси литературное творчество развивалось в религиозном русле, что накладывало свой отпечаток на восприятие женщины. Основным недостатком представительниц прекрасного пола считалась нестойкость перед дьявольскими соблазнами. Попав под влияние лукавого, женщина толкает к греху и мужчину. Порочная сущность женщины нашла свое воплощение в образе злой жены, которой свойственны распущенность, хитрость, коварство, жадность, расточительность, сварливость, лживость и многие другие недостатки. Образ злой жены нашел свое развитие и в светской литературе, как отечественной, так и переводной. Популярность подобного рода произведений способствовала закреплению негативного отношения к женщине и усилению власти над ней мужчины. Однако женщина, как и любое другое творение Бога, не могла быть сосредоточением только пороков, поэтому рядом с образом злой жены в религиозной литературе появляется и образ доброй жены. Последней свойственны лучшие, с точки зрения духовенства, качества: доброта, молчаливость, покорность, смирение, трудолюбие. В реальной жизни найти таких женщин было сложно. Образ доброй жены в светской литературе был более жизненный, противореча порой христианскому идеалу. Многие качества, рассматриваемые церковью как пороки, в светских произведениях были представлены как достоинства женщин (красота, ум, хитрость, целеустремленность). Образ доброй жены в светских произведениях способствовал началу переосмысления роли
женщины в семье и обществе.
Как ссылаться
Омельянчук, С. В. (2024). ВЛИЯНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА ВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ XI–XVII вв. Вестник МГПУ «Исторические науки», № 3 (55),
Список литературы
1.
1. Анпилогова Е. С. Русская женщина в восприятии современников на рубеже XVII–XVIII веков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 92. С. 45–48.
2.
2. Дёмин А. С. Женские загадки в древнерусской литературе XI–XIV вв. // Дёмин А. С. О художественности древнерусской литературы: Очерки древнерусского мировидения от «Повести временных лет» до сочинений Аввакума. М.: Языки русской культуры, 1998. С. 100–104.
3.
3. Долгов В. В. Знаковая составляющая сексуальной культуры Древней РусиXI–XIII веков // Этнографическое обозрение. 2009. № 2. С. 124–128.
4.
4. Дроздова М. А. Образ «злой жены» в переводном рыцарском романе XVII века на примере образа королевы Милитрисы в «Повести о Бове королевиче» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 3-1 (57). С. 20–22.
5.
5. Дроздова М. А. Образ «злой жены» в произведениях древнерусской словесности XVII века // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 1. № 4. С. 9–15.
6.
6. Мороз Е. Веселая Эрата: Секс и любовь в мире русского Средневековья. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 176 с.
7.
7. Пушкарёва Н. Л. Сексуальность в частной жизни русской женщины (X–XX вв.): влияние православного и этакратического гендерных порядков // Женщина в российском обществе. 2008. № 2. С. 3–17.
8.
8. Романов Б. А. Люди и нравы древней Руси. Историко-бытовые очерки. М.; Л.: Наука, 1966. 236 с.
9.
9. Сулица Е. И. Женские персонажи древнерусской словесности: поэтическая образность и принцип синкретичности // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2014. № 4 (45). C. 76–90.