Главная Выпуски № 1 (53)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ КИНЕМАТОГРАФИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

История России: с древнейших времен до 1917 года , УДК: 321; 930.85 DOI: 10.25688/20-76-9105.2024.53.1.04

Авторы

  • Бессолицын Александр Алексеевич Кандидат исторических наук, доктор экономических наук, Профессор

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проблемы установления взаимоотношений государства и дореволюционного кинематографического сообщества в сфере реализации его профессиональных интересов. Если на начальном этапе становления и развития кинематографа государство рассматривало его в качестве разновидности торгово-промышленной деятельности и в этом плане основной упор делался на разработку соответствующего налогового законодательства, то постепенно приходит понимание влияния кинематографа на общественное сознание, особенно среди молодежи. Это ставит перед государством задачу выработки новых цензурных норм регулирования кинопроизводства и проката. На примере ведущих кинематографических акционерных обществ «Бр. Пате» и «А. Ханжонков и Кo» показано, каким образом профессиональное сообщество реагировало на попытки установления государственной и церковной цензуры в сфере кинопроизводства. Две эти кинофирмы, контролировавшие значительный объем кинорынка России и являвшиеся основными конкурентами в сфере дореволюционного кинопроизводства, тем не менее объединили свои усилия в создании совместной картины, посвященной 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 г. Данная работа позволила им найти компромисс между требованиями государства и интересами профессионального сообщества и достаточно эффективно преодолеть запреты, возникшие в ходе реализации сценария данной картины. Что касается государства, то его интерес в сфере регулирования кинопроизводства заключался в основном в попытке установления государственной монополии, которая рассматривалась лишь как стремление обложить промысловым налогом кинотеатры, т. е. реализовать прежде всего «фискальную сторону дела». В качестве ответной меры на выдвинутый Государственной думой законопроект со стороны частного кинобизнеса стало учреждение Всероссийского общества владельцев кинематографических театров, цель которого, помимо всего прочего, заключалась в защите профессиональных и экономических интересов членов общества и улучшении их экономического положения. Однако в условиях Первой мировой войны выполнить эти задачи как государству, так и кинобизнесу оказалось проблематично.

Как ссылаться

Бессолицын, А. А. (2024). ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ КИНЕМАТОГРАФИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ Вестник МГПУ «Исторические науки», № 1 (53), 49. https://doi.org/10.25688/20-76-9105.2024.53.1.04
Список литературы
1. 1. Бессолицын А. А. А. А. Ханжонков — пионер отечественной кинопромышленности // Историко-экономические исследования. 2021. Т. 22. № 1. С. 98–120. DOI: 10.17150/2308-2488.2021.22(1).98-120
2. 2. Бессолицын А. А. Акционерное общество А. Ханжонкова и его конкуренты в России // Historia provinciae — журнал региональной истории. 2021. Т. 5. № 3. С. 780–842. DOI: 10.23859/2587-8344-2021-5-3-4
3. 3. Бессолицын А. А. Особенности менеджмента акционерного общества «А. Ханжонков и Кo» в начале ХХ века // Российский журнал менеджмента. 2021. Т. 19. № 2. С. 177–194. DOI: 10.21638/spbu18.2021.203
4. 4. Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России. М.: Аграф, 2007. 496 с.
5. 5. Гращенкова И. Н. Кино Серебряного века. Русский кинематограф 10-х годов и кинематограф Русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов. М.: Б. и., 2005. 432 с.
6. 6. Зоркая Н. М. История отечественного кино. М.: Белый город, 2014. 512 c.
7. 7. История отечественного кино / [М. П. Власов и др.]; отв. ред. Л. М. Будяк. М.: Прогресс – Традиция, 2005. 528 с.
8. 8. Летопись российского кино. 1863–1929 / сост. В. Е. Вишневский, В. П. Михайлов [и др.]. М.: Материк, 2004. 698 с.
9. 9. Михайлов В. П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. 2-е изд. М.: Материк, 2003. 280 с.
10. 10. Сагинадзе Э. Реформатор после реформ: С. Ю. Витте и российское общество. 1906–1915. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 280 с.
11. 11. Соболев Р. Люди и фильмы русского дореволюционного кино. М.: Искусство, 1961. 175 с.
Скачать файл .pdf 367.59 кб